Подача заявления на медико-социальную экспертизу в электронном виде:

www.gosuslugi.ru

______________________

«Горячая» линия по вопросам  применения классификаций и критериев, используемые при осуществлении МСЭ.

8(4112)45-05-01 *123 - экспертный состав №2.

______________________

«Горячая» линия по вопросам разработки ИПРА

8(4112)45-05-01 *124 - экспертный состав №3

 _____________________

Минтруд России информирует о начале работы нового адреса электронной почты: info.mse@rosmintrud.ru.

 

 

Информация по трудоустройству граждан

Вопрос трудоустройства инвалидов в нашей стране был и остаётся в настоящее время актуальным и регулируется следующими нормативными актами:

Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Законом № 1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации»;

- Трудовым кодексом Российской Федерации.

В ст. 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» говорится о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности в реализации или осуществлении наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

В соответствии со ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1  от 19.04.1991 услуга по содействию в трудоустройстве оказывается гражданину, относящегося к категории инвалидов на основании предоставления им индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Процесс трудоустройства инвалидов проходит в три этапа:

I этап. Формирование мероприятий по профессиональной реабилитации и абилитации инвалида с внесением их в ИПРА в государственных учреждениях медико-социальной экспертизы.

II этап. Постановка на учет в государственной службе занятости населения, содействие в трудоустройстве.

III этап. Профессиональная адаптация, реализуемая работодателем. (Схема №1)

 

схема_1.png

В соответствии с положениями статьи 7.1-1.Закона № 1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся, в том числе:

1) осуществление надзора и контроля за:

  • приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты регистрацией инвалидов в качестве безработных;
  • обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий, предусмотренных подпунктом 11 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона;

2) регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;

3) оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получениядополнительного профессионального образования;
  • психологическая поддержка безработных граждан;
  • профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
  • содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам, и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
  • выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;

6) организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда);

7) определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан;

8) принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан.

В соответствии с положениями статьи 9 Закона:

1. Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

2. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости.

Первичное информирование инвалидов о возможностях их трудоустройства происходит при оказании государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы и является началом проведения мероприятий по профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов.

В соответствии с приказом Минтруда России № 310н от 11.10.2012 «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» при проведении медико-социальной экспертизы гражданину и установлении факта наличия у него инвалидности специалисты бюро разрабатывают индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА), в которой определяют формы, сроки и объемы мероприятий по профессиональной реабилитации.

Форма индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида утверждена приказом Минтруда России № 528н от 31.07.2016 «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм», содержит перечень мероприятий профессиональной реабилитации или абилитации.

Содержание мероприятий профессиональной реабилитации формируется с учетом комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, на основе анализа его клинико-функциональных данных и в соответствии с его потребностями, кругом интересов, уровнем притязаний, социальным статусом и реальными возможностями рынка труда региона.

В ИПРА инвалида специалисты учреждений медико-социальной экспертизы формируют заключение о нуждаемости или не нуждаемости в проведении инвалиду следующих мероприятий по профессиональной реабилитации и абилитации:

  • профессиональная ориентация;
  • рекомендации по условиям организации обучения;
  • содействие в трудоустройстве;
  • рекомендации по трудоустройству. 

1. Профессиональная ориентация. В соответствии с «Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53873-2010 «Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов» профессиональная ориентация включает:

  • Профессиональное информирование инвалида заключается в ознакомлении инвалида с современными видами производства, состоянием рынка труда, видами труда, различными профессиями и специальностями, формами и условиями их освоения; требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку; возможностями трудоустройства, профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.
  • Профессиональное консультирование инвалида заключается в оказании помощи инвалиду в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его особенностей и возможностей, а также потребностей общества. Профессиональное консультирование включает в себя:
      •  определение имеющейся проблемы в области профессионального самоопределения;
      •  снятие тревожного состояния;
      •  выявление круга склонностей и сферы профессиональных интересов;
      •  выяснение необходимости расширения профессиональной информированности;
      •  оказание помощи в разработке профессиональных планов и профессиональных маршрутов;
      •  коррекцию неадекватных профессиональных планов.
  • Профессиональный подбор применительно к инвалиду предполагает подбор инвалиду профессий, в которых наиболее полно и эффективно могут быть учтены его интересы, склонности и способности, реализована остаточная трудоспособность, а также учтены показанные и противопоказанные виды и условия труда в соответствии с ИПРА, т.е. профессий/специальностей, в которых он может быть конкурентоспособен на рынке труда.
  • Профессиональный отбор заключается в определении степени профессиональной пригодности инвалида к конкретной профессии/специальности (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями и с учетом показанных и противопоказанных видов и условий труда в соответствии с ИПРА. В процессе профотбора устанавливается соответствие психологических, психофизиологических особенностей инвалида, его профессиональной подготовки требованиям, предъявляемым спецификой избранной трудовой деятельности.

Профессиональная ориентация может реализовываться в государственных учреждениях медико-социальной экспертизы, в сфере образования и в государственной службе занятости населения.

2. Рекомендации о нуждаемости или не нуждаемости в специальных условиях организации обучения формируются специалистами медико-социальной экспертизы с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (Приказ Минтруда №1024н от 17.12.2015 г.), носят рекомендательный характер для самого инвалида и обязательный к исполнению для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. (ст. 11 Федерального Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальные защиты инвалидов в РФ»)

3. Рекомендации по трудоустройству формируются специалистами медико-социальной экспертизы, вносятся в индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалидов и включают в себя:

  • Рекомендации по доступным видам труда;
  • Рекомендации по трудовым действиям, выполнения которых затруднено.
  • Рекомендуемые условия труда.

Содержание рекомендаций по трудоустройству должны соответствовать положениям следующих нормативно-правовых актов:

  1. Классификациям и критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Минтруда России № 1024н от 17.12.2015;
  2. Гигиеническим требованиям к условиям труда инвалидов – СП 2.2.9.2510-09, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30;
  3. Федеральному закону № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда»;
  4. Методическим рекомендациям по перечню рекомендуемых видов трудовой деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденных приказом Минтруда России № 515 от 04.08.2014.

       Рекомендации по трудоустройству в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалидов носят рекомендательный характер для самого инвалида и обязательны к исполнению для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. (ст. 11 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»)

         4. Содействие в трудоустройстве. Специалисты медико-социальной экспертизы делают заключение в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида о нуждаемости или не нуждаемости в содействии инвалиду в трудоустройстве. Услуга по содействию в трудоустройстве инвалида реализуется государственной службой занятости населения.

Второй этап трудоустройства инвалидов реализуется государственной службой занятости населения (ГСЗН) в форме постановки их на учет в территориальном органе исполнительной власти в области содействия занятости. В соответствии со ст.3 «Закона о занятости населения» «…Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (статья 3).

В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53873-2010 «Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов» содействие в трудоустройстве включает:

Консультирование и информирование инвалидов по вопросам трудоустройства;

  1.             Содействие в поиске подходящей работы;
  2.             Трудоустройство на открытом рынке труда;
  3.             Трудоустройство на дому;
  4.             Поддерживаемое трудоустройство.

В Приказе Минтруда России от 13.11.2012 № 524н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» содействие в трудоустройстве включает ряд административных процедур:

  1. Анализ сведений о безработном гражданине (в том числе инвалиде).
  2. Информирование безработного гражданина (в том числе. инвалида) о положениях Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и требованиях к подбору подходящей работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы"; о правовых последствиях в случае отказа гражданина от подходящей работы; о положениях трудового законодательства, устанавливающих право на труд, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда.
  3. Подбор безработному гражданину (в том числе инвалиду) подходящей работы.
  4. Согласование с безработным гражданином (в том числе инвалидом) вариантов подходящей работы.
  5. Предложение в случае отсутствия вариантов подходящей работы безработному гражданину (в том числе инвалиду):

              - Предложение пройти профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации;

           - направления на работу по смежной профессии (специальности);

           - вариантов оплачиваемой работы;

           - предоставления иных государственных услуг в области содействия занятости населения.

В Приказе Минтруда России № 515 от 04.08.2014 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» содержатся конкретные рекомендации по повышению эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов с учетом нарушенных функций организма.

Третий этап трудоустройства инвалидов - профессиональная адаптация, реализуется работодателем.В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53873-2010 «Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов»производственная адаптация может включать в себя следующие услуги:

  1. Создание специально созданных условий труда (неполный рабочий день с предоставлением показанных видов труда; льготные нормы выработки; введение дополнительных перерывов; строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм; систематическое медицинское наблюдение; возможность полностью или частично работать на дому; оснащение рабочего места вспомогательными техническими средствами; другие особенности в условиях труда, указанные в индивидуальной программе реабилитации инвалида) в том числе в соответствии с изменениями в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", вступающими в силу с 1 января 2018 года, ст.13.1, п. 6, пп. 4.
  2. Создание специального рабочего места (оптимизация условий труда, режима труда и отдыха; обеспечение рабочего места специализированным основным и вспомогательным оборудованием; дополнительное обеспечение мер сигнализации и техники безопасности) в соответствии с Приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности», а также в соответствии с изменениями в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", вступающими в силу с 1 января 2018 года, ст.13.1, п. 6, пп. 3.
  3. Социально-психологическое сопровождение в процессе закрепления на рабочем месте с учетом индивидуальных возможностей инвалида (психологическое консультирование, психологический тренинг, психологическая коррекция).
  4. Создание условий для надомного труда предполагает создание на дому показанных в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида условий труда, обеспечивающих рациональное трудоустройство и возможность выполнения инвалидами работы на дому.

Оборудование рабочего места инвалида производится в соответствии сПриказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

схема_2.png 

 

04:20, 15th August 2018
Август 2018
ПВСЧПСВ
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
782990
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Прошлая неделя
Этот месяц
Прошлый месяц
Вся статистика
234
1591
3310
773925
12184
25461
782990

Полезные ссылки

новое качество жизни

 

  оценка_качества.png

МИХАЙЛОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ-ИНТЕРНАТ, Рязанская обл., г. Михайлов

Copyright © Федеральное казенное учреждение
"Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия)"