Филиалы

Подача заявления на медико-социальную экспертизу в электронном виде:

www.gosuslugi.ru

______________________

«Горячая» линия по вопросам  применения классификаций и критериев, используемые при осуществлении МСЭ.

8(4112)45-05-01 *123 - экспертный состав №2.

______________________

«Горячая» линия по вопросам разработки ИПРА

8(4112)45-05-01 *124 - экспертный состав №3

 _____________________

Минтруд России информирует о начале работы нового адреса электронной почты: info.mse@rosmintrud.ru.

 

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ
МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РОССИИ

 

        Врачебно-трудовая экспертиза в нашей стране прошла в своем развитии ряд этапов и в настоящее время сложилась в особую отрасль научных знаний и систему практической деятельности. Истоки ее прослеживаются еще в допетровские времена. В начале XVII в. встречается первое деление на 2 разряда раненых по тяжести ранения. В XVII в. вышел интересный Указ при царе Алексее Михайловиче (отце Петре I) – «запретить называть воеводами людей не престарелых и не увеченных» - первая попытка трудоустройства увеченных.

        В XVIII в. часто упоминается о помещениях для увеченных при монастырях, где открывались приюты. Первое официальное место для увеченных и престарелых было организовано в 1740 г. по Указу Елизаветы Петровны (дочери Петра I). Широкое распространение получил термин «инвалидность», который распространялся на увеченных военнослужащих. В войсках Емельяна Пугачева принимало участие много инвалидов. Из инвалидов создавались инвалидные команды для несения караульной службы, оцепления при эпидемиях, сбора пошлины.

        Со второй половины XIX в. возросло внимание к проблеме инвалидности. В 1858 г. Н.И. Пироговым была предложена трех-разрядную группировка военной инвалидности, которая явилась основой для дальнейшей разработки вопросов врачебной экспертизы.

        В конце XIX в. в России развивается промышленность и повышается уровень травматизма и профессиональных болезней. Тогда же поднимается вопрос о страховой медицине, усиливаются народные волнения.

        В 1908 г. вышло в свет первое руководство по врачебной экспертизе, которое состояло из таблиц, где указывались проценты. В 1910 г. создается первое врачебно-консультационное бюро экспертизы. По России их насчитывалось более 10 в крупных городах с развитой промышленностью. В бюро освидетельствовались рабочие. Данные бюро могли иметь разную подчиненность – врачебному обществу или предпринимателю.

        В начале XX в. на крупных предприятиях стали открываться страховые кассы, которые выплачивали пострадавшим денежные компенсации. В концу 1914 г. по России их насчитывалось около 1500. В 1912 г. был принят первый закон «О социальном страховании», который распространялся только на некоторые категории работающих и не давал право на инвалидности в денежном эквиваленте.

        В первый год после революции проведение экспертизы трудоспособности было возложено на врачебно-контрольные комиссии (ВВК), созданные при больницах, подчиненных медико - санитарным отделам, а после введения декрета «О страховании на случай болезни» в декабре 1917 г. при страховых кассах. Выходят Декреты о социальном страховании всех работников по найму, структура экспертизы при этом определяется двумя документами - Декретом о социальном обеспечении от 31.10.18 г. и Кодексом о труде от 10.12.18 г. Согласно этим документам экспертиза осуществлялась бюро врачебных экспертиз губерний.

        В 1918г. впервые создано бюро врачебной экспертизы (БВЭ), в состав которого входили три врача (терапевт, невропатолог и хирург), а также представители страховой кассы и профсоюзной организации. С этого времени начинается отсчет службы врачебной экспертизы трудоспособности, тогда же впервые появились нормативы. Комиссия должна была освидетельствовать 15 человек в день. Были поставлены основные задачи: определение инвалидности, определение видов труда, определение возможности восстановления трудоспособности. Назрел вопрос о переходе к групповой классификации инвалидности. Предусматривалось шесть групп, хотя на практике использовали только пять. Эту классификацию называли рациональной. Пенсию по инвалидности получали только инвалиды первой, второй и третьей группы. А инвалиды четвертой, пятой и шестой групп получали льготы (освобождались от трудовой повинности, получали работу по отдельной очереди на бирже труда и т.д.).

        В 1921 г. БВЭ были переданы в подчинение Народному Комиссариату здравоохранения. 19 апреля 1924 г. было принято Положение о трудовой экспертизе. Задачами ее являлись определение наличия и группы инвалидности и установление возможности или невозможности восстановления трудоспособности. 6 июля 1928г. было утверждено «Положение о врачебно-экспертных комиссиях», БВЭ были переименованы во врачебно-экспертные комиссии (ВЭК). Этим Положением расширен круг задач, стоящих перед ВЭК: установление наличия, степени, характера и причины инвалидности, определение способов восстановления трудоспособности путем долечивания, переобучения, установление необходимости протезирования инвалидов, связи инвалидности с полученными инвалидами трудовым увечьем или профзаболеванием.

         В конце 20-х гг. вышло Постановлении ЦК КПСС, где было указано, что органы здравоохранения не справились с руководством экспертизой, были выявлены недостатки в работе: низкое качество экспертизы, оторванность экспертизы от промышленных предприятий, некачественная организация работы. В 1930 г. начались реализовываться мероприятия по их исправлению. В 1932 г. ВТЭК были переданы профсоюзам здравоохранения и с 1936 г. они перешли в подчинение органов социального обеспечения.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг) перед врачебно-трудовыми экспертными комиссиями были поставлены новые задачи, предусматривающие организацию своевременного освидетельствования, решение вопросов трудоустройства инвалидов войны. В 1942 г. создана первая специализированная ВТЭК по туберкулезу. В годы войны большое внимание уделялось реабилитации инвалидов, особенной трудовой.         Инвалидность устанавливались на определенные сроки от 3 месяцев до 1 года, бессрочно инвалидность не устанавливалась. 90,0% инвалидов составляли военнослужащие. Послевоенный период связан с работой по изменению инструкции, совершенствование организации ВТЭК, по подготовке кадров.

        С 1956 г. на всей территории СССР была введена единая пенсия. Выходило много нормативно-правовой документации по инвалидности. 11 марта 1963 г. было принято Постановление Совета Министров ВЦСПС СССР «О профилактике инвалидности», где проблему инвалидности признали проблемой общества в целом. В 1967 г. принято новое Положение о ВТЭК РФ, в котором была усилена роль высшей ВТЭК, отрегулирована организационно-методическая работа. Впервые стали создаваться планы по профилактике инвалидности, которые обязательно утверждались администрацией данного региона. После 1963 г. широкое распространение получила специализированная экспертиза.

         В последующем Положение о врачебно-трудовых экспертных комиссиях усовершенствовалось и дополнялось новыми задачами и целями, в т. ч. содействие восстановлению трудоспособности инвалидов, определение для инвалидов условий и видов труда, доступных по состоянию здоровья и в связи с физическим дефектом, изучение условий труда инвалидов непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях. Расширился перечень установленных причин инвалидности. Менялись структура, организация сети ВТЭК.

         В декабре 1984 г. принят новый подход к определению числа комиссий – не по количеству освидетельствований, а по численности взрослого населения.

         В 1995 г. был принят Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, который определил основные положения социальной защиты инвалидов и регламентировано создание принципиально новой службы, осуществляющей экспертизу инвалидности: Государственной службы медико-социальной экспертизы. Подход к определению инвалидности перешел на новый уровень.
         С января 2005 г. учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы реорганизованы в федеральные государственные учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации». С 2008 г. учреждения медико-социальной экспертизы подчиняются Федеральному медико-биологическому агентству Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

         В 2011 году организационно-правовая форма учреждения изменена на казенное учреждение и распоряжением Правительства РФ от 14.07.2012г. № 1270-р и передано в ведение Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. По распоряжению Правительства РФ от 14.07.2012г. № 1270-р федеральные учреждения медико-социальной экспертизы – главные бюро медико-социальной экспертизы отнесены к ведению Минтруда России.

         За историю развития система медико-социальной экспертизы претерпела неоднократную реорганизацию, но основной принцип на которую была направлена ее деятельность во все времена ее становления - определение инвалидности гражданам, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации остается по сегодняшний день неизменной.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ
 МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РС (Я)


     Проследить этапы развития и становления медико-социальной экспертизы в Якутии удалось, начиная с 1937 г., когда было создано пять ВТЭК, обслуживающих 10 районов республики и г. Якутск. В 1938 г. комиссий уже насчитывалось 13. В последующие годы их деятельность значительно расширилась и в 1945 г. в Якутии стало более 30 ВТЭК.
     В мае 1946 г. была создана Якутская республиканская ВТЭК, в декабре 1946 г. организована специализированная ВТЭК по освидетельствованию больных туберкулезом. В феврале 1956 г. была установлена освобожденная должность председателя Якутской республиканской ВТЭК. В 1957 г. во всех ВТЭК республики работало 112 врачей.
     На 1 января 1967 г. в ЯАССР насчитывалось 47 ВТЭК, в т. ч. республиканская, четыре специализированных (туберкулезная, онкологическая, глазная, психиатрическая) и 42 ВТЭК по районам республики.
     В целях дальнейшего улучшения структуры организации врачебно-трудовой экспертизы Министерство социального обеспечения Якутской АССР поставило вопрос перед Министерством социального обеспечения РСФСР о проведении серьезной реорганизации существовавшей сети ВТЭК. Данное предложение было поддержано и затем, по согласованию с Министерством финансов РСФСР было реализовано.
    С учетом исключительной остроты стоящих перед республикой социальных вопросов Указом Президента РС (Я) от 19 января 1992 г была образована новая государственная структура для обеспечения социальных гарантий населению при Министерстве труда и занятости населения РС (Я) - управление врачебно-трудовой экспертизы, деятельность которого была начата в феврале 1992 г.
     В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке признания граждан инвалидами» от 13 августа 1996 г. № 965, на основании Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 1996 г. № 513, врачебно-трудовые экспертные комиссии республики преобразованы в учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.
     С 1997 г. функции МСЭ расширили, и специалисты существовавших тогда бюро МСЭ стали проводить освидетельствование детского населения.
     Распоряжением правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. № 1646-р в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 01 января 2005 г. в республике создано Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия)».Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2010 года № 2194-р о создано федеральное казенное учреждение путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия)». Распоряжением Правительства РФ от 14.07.2012г. № 1270-р федеральные учреждения медико-социальной экспертизы – главные бюро медико-социальной экспертизы отнесены к ведению Минтруда России.
    Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия)» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации имеет три экспертных состава и 20 первичных бюро медико-социальной экспертизы, которые охватывают население всех районов республики: 10 бюро находятся в районах республики: Вилюйском, Ленском, Мегино-Кангаласском, Мирнинском, Нерюнгринском, Нюрбинском, Олекминском,  Сунтарском, Томпонском,  и Хангаласском районах,  9 бюро в г. Якутске.

     У истоков создания и совершенствования системы медико-социальной экспертизы стояли ветераны службы, опытные работники, квалифицированные специалисты – руководители службы «Заслуженный работник социальной защиты РФ», «Отличник здравоохранения СССР», «Отличник социальной службы РС(Я)» В.Я. Слободчиков,  «Отличник здравоохранения СССР», « Отличник социального обеспечения РСФСР» Т. Н. Ермолаева,  «Заслуженный врач РФ», «Отличник социально-трудовой сферы», «Отличник здравоохранения РС(Я)», «Отличник социальной службы РС(Я)» Г.А. Николаева, «Отличник социально-трудовой сферы», «Отличник здравоохранения РС(Я)» Л.И.Лазарева врачебный состав «Заслуженный врач РСФСР» В.И. Дружинина,  «Заслуженный врач РСФСР», «Заслуженный врач ЯАССР», «Отличник здравоохранения СССР» М.Н.Терехова,  «Заслуженный врач Якутской АССР» Е.Д. Афанасьева, «Заслуженный врач Якутской АССР» Н.Т. Черемных,  «Заслуженный врач Якутской АССР», «Отличник здравоохранения РС(Я)», «Отличник социально-трудовой сферы» Н.Н. Унарова, «Заслуженный врач РС(Я)», «Отличник здравоохранения РС(Я)», «Отличник социальной службы РС(Я)»  Л.В.Соловьева, «Заслуженные врачи РС(Я)», «Отличники здравоохранения РС (Я)» В.А. Соскова, Трофимов И.И., «Отличник здравоохранения СССР» Р.Д.Якушева, «Отличники здравоохранения РФ» Л. А. Федорова, И. И. Игнатьева., «Отличник здравоохранения РС(Я)», «Отличник социально-трудовой сферы» В.Ф. Степанова, «Отличник здравоохранения РС(Я)», «Отличник социальной службы РС(Я)» К.Ф. Иванов, «Отличники здравоохранения РС(Я)»: Петрова М.П.., М.И. Винокурова, М.М. Дьякова, Е.В. Акишева, А.А. Попов, А.А. Мармылев, С.Н. Яковлев, Л.В.Иващенко.

     Из числа среднего медицинского персонала отметим «Заслуженного работника здравоохранения РФ» Н.П. Герасименко, «Заслуженного работника здравоохранения РС(Я)» А.И. Большакову, «Отличника социального обеспечения ЯАССР» А.Е. Максимову, «Отличников социальной службы РС(Я)» Л.З. Корнилову, М.А. Фомину, Н.И.Дьячковскую, Т.С.Андрееву, «Отличников здравоохранения РС(Я)» З.Т.Егорову, Р.А.Сюй, Д.П.Юмшанову  и многих других.

 

07:02, 12th December 2018
Декабрь 2018
ПВСЧПСВ
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
2567136
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Прошлая неделя
Этот месяц
Прошлый месяц
Вся статистика
9877
28154
95182
2159456
469561
892432
2567136

Полезные ссылки

новое качество жизни

 

  оценка_качества.png

 

Copyright © Федеральное казенное учреждение
"Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия)"